Пятница, 2025-02-07, 7:44 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Яруллиной Эльзы Габдулхаковны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Каталог файлов

Открытый урок по русскому языку
[ Скачать с сервера (48.9 Kb) ] 2015-11-25, 6:55 PM

Правописание НЕ с глаголами. 4-й класс 

Цели урока

Образовательные:

-расширить знания детей о служебных частях речи;

-углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,

-положительный и отрицательный смысл глаголов);

-познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;

-обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

-воспитание культуры учебного труда;

-создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Развивающие:

-развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;

-развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

-побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

-развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;

развивать внимание и память учащихся;

-развивать умение слушать товарищей;

-развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

Оборудование:

-блокноты у каждого ребёнка;-презентация.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.

Прочитайте. (Дети хором читают)

Учите русский – годы кряду,          (без перерыва, подряд_
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда – 
И та награда в нём самом. (Обращается к презентации. Слайд №2)

Учитель: Что хотел сказать нам поэт?

Дети: Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного

II. Языковая разминка

1)Учитель: Напишите первое предложение себе в тетрадь. Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его.

 

2)Слуховой диктант

Учитель: Послушайте  следующие пары слов. Затем я вам  буду называть первое слово пары, ваша задача- вспомнить и записать  второе:

Гора-горб

ель-лес

мандарин-апельсин

Россия-герб

рама-окно

бантик-лента

       

Учитель:   Сложите  все первые буквы слов. Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?

Ученики: о глаголе.

-А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом (Верное и неверное утверждение)

глагол – это самостоятельная часть речи?(да)
Глагол отвечает на вопрос: какой?чей?(нет)
глагол обозначает действие предмета? (да)
глагол изменяется по времени (да)
глагол изменяется по падежам?(нет)
глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?(нет)
глагол в предложении является сказуемым?(да)

1

2

3

4

5

6

7

8

Да

+

 

+

+

 

 

 

+

Нет

 

+

 

 

+

+

+

 

 

III. Актуализация новых знаний

Учитель:Откройте учебник(92стр) Прочитайте загадки и отгадайте их. (Обращается к презентации. Слайд №4)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

Был ребёнок – 
Не знал пелёнок,
Стал стариком – 
Сто пелёнок на нём. (Капуста)

Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)

Учитель: Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?

Дети: не

Учитель: Будет ли не предлогом? Почему?

Дети: Перед глаголами никогда не стоят предлоги.

Учитель: Какие служебные части речи вы знаете?

Дети: Предлоги, частицы, союзы.

(Обратиться к эталонам с прошлых уроков)

Учитель: Какой частью речи является не?

Дети: Частицей

Учитель: Посмотрите на глаголы в загадках, что вы можете сказать о правописании не с глаголами? (Обращается к презентации. Слайд №5)

Дети: Не с глаголами пишется отдельно.

Учитель: Сделанный вами вывод, поможет определить тему урока. Назовите тему урока.

Дети: Правописание частицы не с глаголами. (Тема записывается на доске)

Учитель: Прочитайте поговорки. Потчевать велено, а неволить грех.

- Говорится тогда, когда принимают отказ в чем-л. (при угощении или вообще при предложении чего-л.).—потчевать-угощать,велено- О приказании, распоряжении сделать что-л.,неволить- Принуждать, заставлять делать что-л. вопреки желанию, воле.


Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровиться.

НЕГОДОВАТЬ – испытывать чувство негодования по отношению к кому-либо, чему-либо.

НЕЗДОРОВИТЬСЯ – состояние здоровья, недомогание, испытываемое кем-либо.

НЕВЗЛЮБИТЬ – почувствовать к кому-то, чему- либо сильное нерасположение, непрязнь.

 

IV. Выявление места затруднения

Спрашиваем у тех ребят, которые написали неправильно.

Учитель: В чём ваше затруднение?

Дети: Мы не знаем правило.

Учитель: Где мы можем найти и прочитать правило?

Дети: В учебнике.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Прочитайте тему нашего урока. (На доске)

Исходя из темы, какова цель урока? (Обращается к презентации. Слайд №7)

Дети: Научиться писать частицу не с глаголами.

Учитель: Чтобы достичь цели нам надо составить план действий.

1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 91

Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

(Обратиться к презентации. Слайд №9)

Существует ли такое слово в русском языке? Да.

Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно. (Это эталон.

Вывешиваем на доску.)

Существует ли такое слово в русском языке? Нет.

Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно. (Это эталон.

Вывешиваем на доску)

 

Учитель: Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться?

Дети: Нет

Учитель: Как надо поступить в данном случае?

Дети: Написать не слитно. (Обращается к презентации. Слайд №10)

           Творческое задание

Рассказывание правила в разных вариантах и ролях

. Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой
) Передайте правило по «радио», как самую свежую новость
Рассказчик должен сыграть роль радиокомментатора: «Внимание! Передаю последнее известие. Ученикам такого-то класса, такой-то школы (называются конкретный класс и школа) только что стало известно, что не с глаголами пишется отдельно.... и т. д.»
3) Защитите правило или пожалейте его.
Образец: «Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты — самостоятельное слово, хотя и называешься Частицей, К тому же есть глаголы, которых ты победила, и они уже не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать».
Или: .Частица Не! Мы не дадим тебя в обиду Глаголу! Ему не удастся превратить тебя в приставку и сделать своей собственностью, потому что мы будем писать тебя отдельно от Глагола».
4) Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса.

 

Сказка-Правописание НЕ с глаголами
НЕ с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда глагол без НЕ не употребляется.
       Чтобы лучше усвоить это правило, прочитайте грамматическую сказку Усадовой Юлии.
       "Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»
       Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда слово без НЕ не существует

VI. Физминутка

 

VII. Первичное закрепление

Учитель: Выполнить упражнение 1 стр. 93. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2.

Прочитай. Запиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

Оправдался

– Что ты в школе …

И д…вч…нок

Натворил?

(Не) др…знил

– Я (не) дрался,

И ч…рнила

(Не) с…рил,

(Не) разлил,

И (не) бегал,

(Не) валялся

И (не) прыгал,

На п…лу,

И н…гами я

Я ст..ял себе

(Не) дрыгал,

В углу. (В. Орлов)

VIII. Самостоятельная работа

Учитель: Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не.

Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный   вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку.

(Обратиться к презентации. Слайд №12) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть

IX. Включение в систему знаний. Повторение.

Выполнить упражнение 3 на стр. 82. Выписать из рассказа слова в три столбика. В первый слова с предлогами, во второй – слова с приставками, в третий – глаголы с частицей не.

в поле

выходим

не даёт

с землёй

соединяется

не отстанет

с тобой

дойти

не придёшь

до того

посмотреть

 

у нас

удаляется

 

на неё

отодвинется

 

от нас

пойдём

 

на себя

 

 

на шаг

 

 

за нами

 

 

на расстоянии

 

 

Комментированное письмо. Один ученик у доски.

X. Рефлексия

Учитель: Какова тема урока?

Дети: Правописание не с глаголами.

Учитель: Чему мы учились? (Обращается к презентации. Слайд №13)

Дети: Учились правильно писать не с глаголами.

Учитель: Научились?

Дети: Да

Учитель: Оцените себя.

Детям предлагается лесенка. У кого нет ошибок в упражнении 2 стр. 81, ставят себя на верхнюю ступеньку, у кого одна, две ошибки на среднюю ступеньку, у кого больше двух на третью Каждый выходит с магнитиком и ставит свой магнитик на нужную ступеньку.

XI. Домашнее задание

Домашняя работа у вас необычная. Вам предоставляется выбор, если вы желаете получить 5 и уверены в своих силах, то берете красную карточку(там д.з. составить сказку про не с глаголами не менее 10 предложений)

Если уверены в 4ке – то берите зеленую( д.з. найти 7-10 пословиц  с правописанием НЕ с глаголом)

Если 3 то желтую карточку– (д.з. вставить пропущенные орфограммы).

На следующем уроке у нас будет не менее интересная теми – это какова роль глаголов в русском языке!!!

Всем удачи, спасибо за урок!

 

Упражнение 4 на стр. 95 в учебнике. Запомнить слова. Подготовиться к словарному диктанту.

 

Категория: Каталог файлов | Добавил: rushanych
Просмотров: 164 | Загрузок: 53 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
uCoz