Правописание НЕ с глаголами. 4-й класс
Цели урока
Образовательные:
-расширить знания детей о служебных частях речи;
-углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,
-положительный и отрицательный смысл глаголов);
-познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
-обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Воспитательные:
-воспитание культуры учебного труда;
-создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Развивающие:
-развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
-развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
-побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
-развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
развивать внимание и память учащихся;
-развивать умение слушать товарищей;
-развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
Оборудование:
-блокноты у каждого ребёнка;-презентация.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.
Прочитайте. (Дети хором читают)
Учите русский – годы кряду, (без перерыва, подряд_
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда –
И та награда в нём самом. (Обращается к презентации. Слайд №2)
Учитель: Что хотел сказать нам поэт?
Дети: Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного
II. Языковая разминка
1)Учитель: Напишите первое предложение себе в тетрадь. Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его.
2)Слуховой диктант
Учитель: Послушайте следующие пары слов. Затем я вам буду называть первое слово пары, ваша задача- вспомнить и записать второе:
Гора-горб
ель-лес
мандарин-апельсин
Россия-герб
рама-окно
бантик-лента
Учитель: Сложите все первые буквы слов. Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?
Ученики: о глаголе.
-А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом (Верное и неверное утверждение)
глагол – это самостоятельная часть речи?(да)
Глагол отвечает на вопрос: какой?чей?(нет)
глагол обозначает действие предмета? (да)
глагол изменяется по времени (да)
глагол изменяется по падежам?(нет)
глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?(нет)
глагол в предложении является сказуемым?(да)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Да
+
+
+
+
Нет
+
+
+
+
III. Актуализация новых знаний
Учитель:Откройте учебник(92стр) Прочитайте загадки и отгадайте их. (Обращается к презентации. Слайд №4)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём. (Капуста)
Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
Учитель: Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?
Дети: не
Учитель: Будет ли не предлогом? Почему?
Дети: Перед глаголами никогда не стоят предлоги.
Учитель: Какие служебные части речи вы знаете?
Дети: Предлоги, частицы, союзы.
(Обратиться к эталонам с прошлых уроков)
Учитель: Какой частью речи является не?
Дети: Частицей
Учитель: Посмотрите на глаголы в загадках, что вы можете сказать о правописании не с глаголами? (Обращается к презентации. Слайд №5)
Дети: Не с глаголами пишется отдельно.
Учитель: Сделанный вами вывод, поможет определить тему урока. Назовите тему урока.
Дети: Правописание частицы не с глаголами. (Тема записывается на доске)
Учитель: Прочитайте поговорки. Потчевать велено, а неволить грех.
- Говорится тогда, когда принимают отказ в чем-л. (при угощении или вообще при предложении чего-л.).—потчевать-угощать,велено- О приказании, распоряжении сделать что-л.,неволить- Принуждать, заставлять делать что-л. вопреки желанию, воле.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровиться.
НЕГОДОВАТЬ – испытывать чувство негодования по отношению к кому-либо, чему-либо.
НЕЗДОРОВИТЬСЯ – состояние здоровья, недомогание, испытываемое кем-либо.
НЕВЗЛЮБИТЬ – почувствовать к кому-то, чему- либо сильное нерасположение, непрязнь.
IV. Выявление места затруднения
Спрашиваем у тех ребят, которые написали неправильно.
Учитель: В чём ваше затруднение?
Дети: Мы не знаем правило.
Учитель: Где мы можем найти и прочитать правило?
Дети: В учебнике.
V. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Прочитайте тему нашего урока. (На доске)
Исходя из темы, какова цель урока? (Обращается к презентации. Слайд №7)
Дети: Научиться писать частицу не с глаголами.
Учитель: Чтобы достичь цели нам надо составить план действий.
1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 91
Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.
(Обратиться к презентации. Слайд №9)
Существует ли такое слово в русском языке? Да.
Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно. (Это эталон.
Вывешиваем на доску.)
Существует ли такое слово в русском языке? Нет.
Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно. (Это эталон.
Вывешиваем на доску)
Учитель: Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться?
Дети: Нет
Учитель: Как надо поступить в данном случае?
Дети: Написать не слитно. (Обращается к презентации. Слайд №10)
Творческое задание
Рассказывание правила в разных вариантах и ролях
. Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой
) Передайте правило по «радио», как самую свежую новость
Рассказчик должен сыграть роль радиокомментатора: «Внимание! Передаю последнее известие. Ученикам такого-то класса, такой-то школы (называются конкретный класс и школа) только что стало известно, что не с глаголами пишется отдельно.... и т. д.»
3) Защитите правило или пожалейте его.
Образец: «Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты — самостоятельное слово, хотя и называешься Частицей, К тому же есть глаголы, которых ты победила, и они уже не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать».
Или: .Частица Не! Мы не дадим тебя в обиду Глаголу! Ему не удастся превратить тебя в приставку и сделать своей собственностью, потому что мы будем писать тебя отдельно от Глагола».
4) Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса.
Сказка-Правописание НЕ с глаголами
НЕ с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда глагол без НЕ не употребляется.
Чтобы лучше усвоить это правило, прочитайте грамматическую сказку Усадовой Юлии.
"Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»
Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда слово без НЕ не существует
VI. Физминутка
VII. Первичное закрепление
Учитель: Выполнить упражнение 1 стр. 93. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2.
Прочитай. Запиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.
Оправдался
– Что ты в школе …
И д…вч…нок
Натворил?
(Не) др…знил
– Я (не) дрался,
И ч…рнила
(Не) с…рил,
(Не) разлил,
И (не) бегал,
(Не) валялся
И (не) прыгал,
На п…лу,
И н…гами я
Я ст..ял себе
(Не) дрыгал,
В углу. (В. Орлов)
VIII. Самостоятельная работа
Учитель: Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не.
Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку.
(Обратиться к презентации. Слайд №12) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть
IX. Включение в систему знаний. Повторение.
Выполнить упражнение 3 на стр. 82. Выписать из рассказа слова в три столбика. В первый слова с предлогами, во второй – слова с приставками, в третий – глаголы с частицей не.
в поле
выходим
не даёт
с землёй
соединяется
не отстанет
с тобой
дойти
не придёшь
до того
посмотреть
у нас
удаляется
на неё
отодвинется
от нас
пойдём
на себя
на шаг
за нами
на расстоянии
Комментированное письмо. Один ученик у доски.
X. Рефлексия
Учитель: Какова тема урока?
Дети: Правописание не с глаголами.
Учитель: Чему мы учились? (Обращается к презентации. Слайд №13)
Дети: Учились правильно писать не с глаголами.
Учитель: Научились?
Дети: Да
Учитель: Оцените себя.
Детям предлагается лесенка. У кого нет ошибок в упражнении 2 стр. 81, ставят себя на верхнюю ступеньку, у кого одна, две ошибки на среднюю ступеньку, у кого больше двух на третью Каждый выходит с магнитиком и ставит свой магнитик на нужную ступеньку.
XI. Домашнее задание
Домашняя работа у вас необычная. Вам предоставляется выбор, если вы желаете получить 5 и уверены в своих силах, то берете красную карточку(там д.з. составить сказку про не с глаголами не менее 10 предложений)
Если уверены в 4ке – то берите зеленую( д.з. найти 7-10 пословиц с правописанием НЕ с глаголом)
Если 3 то желтую карточку– (д.з. вставить пропущенные орфограммы).
На следующем уроке у нас будет не менее интересная теми – это какова роль глаголов в русском языке!!!
Всем удачи, спасибо за урок!
Упражнение 4 на стр. 95 в учебнике. Запомнить слова. Подготовиться к словарному диктанту.
|